От крицы до Zladinox
История уральской металлургии насчитывает тысячелетия. Зародившись в глубокой древности, она прошла громадный путь от первобытных плавильных ям и примитивных горнов до современных сложнейших металлургических процессов и плавильных агрегатов, металлургии высококачественных сталей и сплавов.
Уже в IV-III тысячелетиях до н.э. в регионе существовала развитая металлургия, снабжавшая металлическими изделиями племена на обширной территории Евразии к западу и востоку от Уральского хребта. По водным артериям его южно-таежной зоны шел путь престижной торговли металлическими изделиями от Байкала до Крито-микенского мира. С развитием металлургии было связано становление на Юге Урала протогородской цивилизации древних индоариев.
Историки античности писали о Рифейских (Уральских) горах, по которым пролегала граница двух миров: цивилизованного европейского и далекого, таинственного — азиатского. Здесь, на границе двух континентов, скрестились судьбы разных мировых цивилизаций, которые наложили неизгладимый отпечаток на историю и культуру нашего края. Об огромных природных богатствах, скрытых в Рифейских горах в V в.до н.э. говорил Геродот.
В I тыс. н. э., эпоху Великого переселения народов, с востока по уральским степям прокатилась волна кочевников, которая выплеснулась в Восточную Европу и едва не захлестнула Западную. В середине II тыс. н. э. через Урал прошли полчища монголов, которые, как и их предшественники, заметню повлияли на формирование коренных народов Уральского региона. В конце XI в. по соболиному следу на земли загадочной Югры пришли русские, которые и освоили этот край, утвердили здесь Российскую государственность. Постепенно, усилиями многих поколений уральцев произошел переход от промыслового и аграрного освоения к индустриальному. В XVII — первой половине XIX в. на Урале создается крупнейшая горно-металлургическая база, знаменитое «горное царство» Демидовых. Это был «золотой век» уральской металлургии, когда она приобрела мировую известность. Невьянск, Нижний Тагил, Сысерть, Староуткинск и т.д. – в десятках уральских городах в начале XVIII века создаются крупные доменные и металлургические производства на высокой технической базе, соответствовавшей уровню тогдашних лучших металлургических заводов западноевропейских стран.
В 1751 году, у горы Косотур, «между увесистых скал», на реке Ай начато строительство Косотурского, позднее названный Златоустовским, железоделательного и чугуноплавильного завода. В 1769 году уже действовали две доменные печи, построены 3 молотовые фабрики с 20 кричными молотами, плющильная фабрика с 4 станами. К концу XVIII века завод ежегодно выплавлял до 275 тыс. пудов чугуна и выковывалось железа: полосового - 70 тыс.пудов, сортового – 50 тыс.пудов, плющильного – 40 тыс.пудов, листового – 10 тыс.пудов. Производилось до 190 пудов стали, что считалось тогда хорошим достижением.
В начале XIX столетия, в связи с организацией фабрики белого оружия «на манер Золингенской», в Златоуст были приглашены лучшие мастера из Золингена и Клингенталя. Наряду с полировщиками, граверами, художниками приехали специалисты по литью и ковке стали. Вскоре по берегам реки Громотуха за счет казны было построено более десятка кузниц. И очень скоро кузнецы показали свое умение безупречной выковки различных видов холодного оружия, в том числе сабель на азиатский манер - «дамасковых», «железорубящих». Следует отметить, что в тот период в Златоусте было немало и своих замечательных мастеров-кузнецов. Практически с первых дней, переняв опыт у немецких специалистов, они не уступали им в качестве работы, и уже с 1824 года «за отличное искусство ковки клинков офицерского и солдатского оружия» неоднократно награждались медалями и премиями.
Особый период развития златоустовской металлургии связан с именем выдающегося русского металлурга П. Аносова. Начав службу на заводе в 1817 году практикантом и закончив в 1847 горным начальником Златоустовского горного округа, он внес большой вклад в развитие завода и оружейной фабрики, в усиление их технического оснащения. Всемирную известность и славу П. Аносову принесли его работы по производству стали: он открыл утерянный в средние века секрет изготовления булатной стали; изобрел новый метод получения литой тигельной стали; впервые в мире применил газовую цементацию; начал разработку научных основ металлургических процессов. В 40-х годах началось массовое производство холодного оружия из булатной и сварочной (дамасской) стали. Только в 1839 году на выставку в Санкт-Петербург отгрузили несколько десятков различных булатных сабель «по типу черкесских, турецких, пехотных, конных», «ножей охотничьих различных», а также десятки «бритв булатных», кос и топоров с «наваренным булатным лезвием». Благодаря стараниям П.П. Аносова Златоустовский завод превратился в один из лучших уральских заводов.
Британский геолог Родерик Импи Мурчисон, побывавший в Златоусте в 1841 г., писал: «Златоустовский завод назвать можно Шеффильдом и Бирмингемом хребта Уральского, находящаяся в нем фабрика холодного оружия стоит на высокой степени совершенства… Довольно сомнительно, найдется ли хотя одна фабрика в целом мире, которая выдержала бы состязания с Златоустовской в выделке оружия…». После отъезда П. Аносова производство булатной стали было свернуто. Но производство дамасской стали продолжалось, в некоторые годы количество оружия из дамасской стали доходило до сотен штук. Основной узор златоустовской дамасской стали – «турецкая лента». В Златоустовском краеведческом музее хранится столик из такого дамаска, ножки которого демонстрируют саму технологию получения такого дамаска. Стенды с технологической схемой и натурными образцами дамаска в начале XX века зафиксировал известный фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
В конце 50-х - начале 60-х годов ХIХ века другой великий русский металлург П. Обухов, будучи директором Оружейной фабрики, изобрел и внедрил новый тигельный способ массового производства дешевой высококачественной стали, превосходившей по своим свойствам английскую и германскую сталь, и предложил начать изготовление из нее артиллерийских орудий. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне, первая русская стальная пушка, выдержавшая 4000 выстрелов, была отмечена Золотой медалью. Но как показывают последние находки, и он не оставлял надежды открыть секрет булатной стали.
Эпизодически производство дамасской и булатной стали в Златоусте продолжалось до начала ХХ века. В связи с переходом от тигельной выплавки к мартеновскому и электросталеплавильному производству, от кузнечной обработки к прокатке низкотехнологичное производство дамасской и булатной стали сошло на нет.
Но работы по разработке новых технологий получения булатных сталей продолжались в исследовательских лабораториях Завода им. Ленина (бывшей Златоустовской оружейной фабрики), Златоустовского металлургического завода и Златоустовского филиала Челябинского политехнического института. В 1991 году группа энтузиастов под руководством ст.преподавателя ЗФ ЧПИ Владимира Герасимова запатентовала способ получения булатной стали. Работа вызвала большой интерес среди оружейных компаний Златоуста. Но работы на этом не останавливались. В связи с развитием ножевого рынка обострился интерес к дамасским сталям. Но традиционная технология – кузнечная сварка, не позволяет получать дамасские стали из высоколегированных сталей, обладающие таким важным потребительским свойством как стойкость к коррозии. В 2009г. В. Герасимов, добившись отличного результата – высокого качества сварки практически любых сталей и сплавов, внедряет в Компании «АиР» уникальную технологию производства нержавеющего дамаска. В научной работе помощь ему оказывали и оказывают ученые института физики металлов УрО РАН, специалисты ЦЗЛ ММК. Многие вопросы он обсуждает и со своими зарубежными коллегами.
Zladinox (Zlatoust+Damast+Inoxidable) – под таким названием Компания «АиР» в 2010 году вывела на рынок свою новую продукцию – атмосферостойкий дамаск. И сразу получила признание от российских и зарубежных производителей ножей на выставках «Клинок», «Арсенал», IWA, MacherMesseSolingen, S.I.C.A.C. и др. Использование сталей с содержанием углерода свыше 1,5% позволяет достичь высоких режущих свойств, отмечаемых многими производителями ножей. Но при этом в технологии сохранилась ручная ковка, что придает златоустовскому дамаску «живой» характер, неповторимость, что, кстати, очень ценят европейские мастера. Технология Компании «АиР» позволяет в широких пределах варьировать состав композиций (появились композиции с содержанием углерода в высокоуглеродистом слое 1,6; 1,8 и даже 2,9% и содержанием ванадия до 10%), количество слоев (150, 300, 600 и свыше) и узор («крученка», «дикий», «турецкая лента» и др.) в зависимости от поставленных задач.
Фотогалерея
- Комментарии